Основы организации питания воспитанников
Ребенок, посещающий наше дошкольное учреждение, пребывает в нем 10,5 часов и получает полноценное, сбалансированное питание, соответствующее его возрастным и физиологическим потребностям.
Основными принципами рационального питания в учреждении являются:
—соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам организма;
—удовлетворение физиологических потребностей организма в основных полезных веществах в определенных количествах и соотношениях;
—соблюдение оптимального режима питания, способствующего наилучшему усвоению пищи.
Правильный режим питания в учреждении предполагает:
—обеспечение приемов пищи через каждые 3,5—4 часа строго в определенное время;
—организация трехразового питания: завтрака, обеда и полдника.
Питание детей в учреждении осуществляется на основе примерного десятидневного меню. Меню составляется отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3-х лет до 6(7) лет.
Составлением меню занимаются специалисты, которые учитывают суточный набор продуктов для каждой возрастной группы, объем порций, данные о химическом составе продуктов и др.
При составлении дневного рациона первую очередь мы заботимся о наличии в нем главного строительного материала — белка. Источники белка животного происхождения — мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных продуктов богаты белком бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб. Большую часть жиров в суточном рационе ребенка представляют жиры животного происхождения. Они содержатся в сливочном масле, сливках, сметане. Общее количество растительных жиров (подсолнечное масло) составляет не менее 15—20% от общего количества жира в суточном меню.
Рафинированные источники углеводов — сахар, варенье, мед, кондитерские изделия — не очень полезны для ребенка. Основную часть суточной потребности ребенка в углеводах мы удовлетворяем за счет крупы, хлеба, макаронных изделий и, самое главное, овощей и фруктов. Последние содержат еще и важные для детского организма витамины, минеральные соли, микроэлементы. Кроме того, в овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов способствуют выделению желудочного сока и усиливают аппетит. Они полезны детям ослабленным, болезненным, с пониженным аппетитом. Также мы стараемся включать в меню свежую зелень петрушки, укропа (в летний период), а также лук и чеснок (постоянно).
В меню на каждый день блюда не повторяются. Например, если в обед на первое готовится суп с крупой или вермишелью, то на гарнир готовятся овощи, а не каша или макароны. Практически ежедневно прием пищи начинаем с салата из сырых овощей, который стимулирует выработку желудочного сока и повышает аппетит. Овощные салаты даем в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи.
Важно правильно распределить продукты в течение суток. Ведь пища, богатая жирами и белками, дольше задерживается в желудке, и для ее расщепления требуется большее количество пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц даются в учреждении в первой половине дня. В состав полдника включаем молочно-растительные блюда.
За каждым ребенком в учреждении закреплено постоянное место за столом, а воспитатели и помощники воспитателей заботятся о том, чтобы ему было удобно сидеть и пользоваться столовыми приборами.
О том, как не надо кормить ребенка
Семь НЕ: как не надо кормить ребенка (заповеди для любящих и заботящихся родителей):
НЕ принуждать. Мамы и папы, тети и дяди! Бабушки, дедушки! Помните каждый день! Пищевое насилие — одно из страшнейших насилий над человеком! Огромный вред и физический, и психический! Если ребенок не хочет есть — значит, ему в данный миг есть не нужно! Если не хочет, есть только что-то определенное — значит, не нужно именно этого! Никакого принуждения к еде!
НЕ навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторные предложения… Прекратить! А при особой надобности? Авитаминоз, болезнь? Уговорить съесть лекарственную пищу, к примеру, лимон?.. Попробуем, но без настырности — с помощью игры, шутки, веселым внушением. Но, ни намека на уговоры и препирательства!
НЕ ублажать. Никаких пищевых награждений, никаких мороженых, конфеток и шоколадок за хорошее поведение или сделанные уроки, тем более за съеденный против желания завтрак. Еда — не средство добиться послушания, а средство жить. Вознаградительными конфетками добьемся лишь избалованности, извращения вкуса и нарушения обмена веществ.
НЕ торопить. “Ешь быстрее! Ну что ты возишься?! А ну, кто быстрее съест?” Еда — не тушение пожара. Темп еды — дело личное. Спешка в еде вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если спешим, то пусть лучше ребенок недоест, чем в суматохе проглотит лишний кусок, который может обернуться ему лишней ангиной или аппендицитом.
НЕ отвлекать. Телевизор выключен?.. Новая игрушка пока припрятана?.. Нотации не читаются?.. Ребенок отвлекается от еды сам — значит, не голоден.
НЕ потакать. Ребенок ребенку рознь. Бывают дети со своеобразными пищевыми прихотями. Подавляющее большинство этих прихотей безобидно и может быть удовлетворено, однако некоторые маленькие гурманы не прочь закусить и спичками, и кое-чем еще. Как правило, подобные эксцессы связаны с каким-то нарушением обмена, какой-то биохимической недостаточностью. Посоветуемся с доктором. Разумеется, нельзя позволить ни себе, ни ребенку, есть что попало и в каком угодно количестве (скажем, неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть запреты и ограничения.
НЕ тревожиться и не тревожить. Никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следить лишь за качеством. Не приставать: “Ты поел?.. Тебе надо поесть, ты проголодался!.. Неужели не хочешь есть?” Пусть попросит, потребует, пусть вспомнит сам, да, пусть вспомнит его Природа! Не бойтесь — своего не упустит!
Будем спокойны: если только мы сами не испортим дело насилиями и соблазнами, то инстинкт всегда точно и своевременно подскажет ребенку, что, когда, сколько, в каком сочетании и последовательности нужно съесть. «Детский организм знает это лучше врачей! Он еще помнит свою Природу. Не мешайте ему!»